28.07.2016 00:47
Новости.
Просмотров всего: 5060; сегодня: 1.

Психологи КФУ рассказали, куда заводит "охота" за покемонами

Психологи КФУ рассказали, куда заводит

C недавнего времени всю страну, да и мир в целом, захлестнула волна интереса к интерактивной игре «Pokemon Go». На фоне ее гиперпопулярности все больше людей задаются вопросом, насколько опасно погружение в «дополненную» покемонами реальность?

Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, важно понять, что делает «Pokemon Go» таким успешным проектом, не оставляющим равнодушными игроков во всем мире. Всё дело в том, что игровой процесс в этом приложении напрямую связан с окружающей игрока действительностью. Ему приходится перемещаться по настоящим улицам настоящих городов в реальном времени и взаимодействовать с реальными объектами. Виртуальная картинка, по задумке разработчиков, накладывается на реальный ландшафт: «дополненное» изображение пространства передаётся через спутник на мобильное устройство игрока.

Все вместе это создает ситуацию, когда, при определенной степени допущения, в восприятии пользователя «стираются» границы между реальным и виртуальным, а происходящее на экране смартфона полностью захватывает внимание игрока. Нередко это приводит к курьезным, а то и опасным ситуациям: заигравшиеся в «Pokemon Go» то случайно переходят государственные границы, а то и становятся жертвами насильников и грабителей. Как следствие, за «бумом» популярности последовал вал критики к игре – уже в нескольких странах мира появились громкие петиции с жалобами и требованиями немедленно ее запретить.

Но насколько большую угрозу действительно несет в себе погружение в мир «карманных монстров»?

Психологи Института психологии и образования КФУ объясняют, что однозначно клеймить это явление «плохим» или «хорошим» невозможно. При оценке необходимо учитывать и рассматривать множество различных факторов как социального, так и психологического характера.

Во-первых, стоит рассматривать «Pokemon Go» в рамках целого феномена виртуальных – условно, с учетом многообразия существующих сегодня гаджетов, назовем их компьютерными – игр, среди которых зачастую попадаются гораздо более «рисковые». Например, «шутеры» и «файтинги» - то есть виртуальные «стрелялки» и схватки «врукопашную» - гораздо сильнее повышают уровень агрессии. Игровая структура почти всегда содержит элемент азарта, но лидерами по этому риск-фактору по-прежнему остаются традиционные азартные игры – точнее, их цифровые симуляторы. Однако в том, что касается феномена так называемой «игромании 21 века», официально признанной болезнью в нескольких странах мира, – то есть критической вовлеченности в игру и виртуальные миры вообще – то наиболее «располагающими» к этому, действительно, по статистике являются игры с интерактивными элементами, например, онлайн-игры.

Во-вторых, множество самых, что ни на есть, реальных игр имеют активный сценарий (битвы, «захват заложников», «заброшенные города», квесты в экстремальных условиях и т.д.), и, если рассматривать их с точки зрения риска для жизни, достаточно небезопасны. Тот же конструктор «Lego» в неумелых руках может привести к очень плачевным результатам – крайности существуют в любом виде деятельности. Даже самые безобидные и гуманные идеи при некоторых условиях могут трансформироваться в нечто страшное и противоестественное. Но это не говорит о том, что каждое такое явление необходимо сразу же запрещать без выявления степеней опасности и факторов, способных вызывать эту опасность – иначе пришлось бы запретить все.

Таким образом, и об опасениях относительно ухода от реальности в воображаемый мир выдуманных персонажей с полным погружением и опасностью «невозвращения» нужно говорить с учетом проявления «крайностей» в поведении человека. Большая часть людей так называемых геймеров в действительности социально адаптированы и в полной мере осознают свои социальные права и обязанности.

Уход от реальности в каждом отдельном случае будет зависеть от многих факторов - от состава семьи, уровня интеллектуального развития, социального окружения, внутренней или внешней мотивации, до уровня развития волевой сферы, активной или пассивной жизненной позиции, состояния самооценки и самоотношения, интроверсии или же экстраверсии, и многих других психологических и социальных параметров функционирования личности. Однако, даже располагая всеми этими данными, нельзя наверняка предсказать, повлияет ли игра на данного пользователя. Точно также, скорее всего, не определить и чёткие критерии, по которым можно будет с уверенностью сказать, что та или иная игра однозначно опасна для всех или хотя бы многих, и дать рекомендации к ее немедленному запрету.

Чтобы изучить феномен «Pokemon Go» с разных сторон, мы обратились также к активным пользователям этого приложения с теми же вопросами – насколько, по их мнению, опасна игра и чем она, тем не менее, привлекает столько людей по всему миру?

Переводчица, путешественница и активный геймер Маргарита Делёва считает, что главные плюсы «Pokemon Go» заключаются в интерактивности, возможности действовать в реальных условиях, общаться с другими игроками и заводить новых друзей по интересам. При этом она согласна с мнением психологов: однозначно судить о полезности или опасности игры нельзя.

«Безусловно, дорабатывать игру ещё надо – основные недочёты выясняются только в процессе игры. Возможно, поэтому критические замечания игроков так важны для самих разработчиков приложения. О безопасности игры сказать могу следующее – поскольку, разработка игры предполагает её предварительное тестирование на экспериментальной группе, то опасные моменты обычно «ловятся» в самом начале и устраняются при доработке. Есть ещё пара-тройка игр подобного типа – с той же активностью в реальных пространствах, и я не слышала, чтобы по их поводу были какие-то негативные отзывы вплоть до требований запрета игры. К тому же, в начале каждой игры выводится предупреждение о том, чтобы игрок был осторожен и помнил о том, что необходимо контролировать происходящее в реальности. И если у человека всё-таки работает инстинкт самосохранения, он будет следовать этим рекомендациям», - говорит она.

Резюмируя мнения экспертов и непосредственных пользователей, можно с уверенностью утверждать одно: сама по себе «охота» за покемонами, как и любая другая игра, не несет в себе угрозы. Однако важно, чтобы игра оставалась только игрой, чтобы виртуальные увлечения не вылились в реальные проблемы.


Психологи КФУ рассказали, куда заводит "охота" за покемонами


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 09:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 07:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 09:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
17.04.2024 18:08 Новости
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
18 апреля стартует всероссийский субботник по благоустройству памятных мест и воинских захоронений. Волонтеры приведут в порядок памятные места, посвященные защитникам Отечества, мирным гражданам, погибшим от рук нацистов в годы войны. Традиционно накануне Дня Победы «Единая Россия» и...